Одно из старейших зданий города. Он воздвигнут на месте деревянной церкви, построенной в честь победы под Полтавой, одержанной 27 июня 1709 г. — в день св. Сампсония.
Сампсониевский собор включает в себя комплекс: здание собора, колокольня и часовня. Он отличается от других знаменитых городских сооружений смешением допетровских форм и элементов архитектуры раннего Петербурга. Исследователи приписывают его облик к одному из веяний первой половины ХVIII века -«анненскому барокко», однако гранёный шатёр с окошками наверху колокольни стал единственным случаем в Петербурге, но типичным для зодчества XVI — XVIII вв. Москвы, Ярославля, Соликамска и других русских городов.
Характерное памятникам переходного периода смешение разных архитектурных стилей и форм возникло и во внутреннем убранстве этого храма, большей частью в его иконостасах: главном и двух малых.
Главный иконостас во имя Св. Сампсония Странноприимца, сделанный с восхитительным блеском и мастерством, являет собой настоящий шедевр русского искусства первой половины XVIII столетия. Малые иконостасы (южный — в приделе Архистратига Михаила, и северный — в приделе Иоанна Богослова) отличаются более скромными формами и в большинстве уступают центральному, но, тем не менее, также относятся к незаурядным творениям своего периода.
Иконостасы собора относятся к тому типу, в котором архитектура, скульптура и изобразительное искусство дополняют друг друга в гармоничном синтезе. Этот тип русского барочного иконостаса происходит из первой четверти XVIII века и характерным признаком его является взаимодействие новых веяний западноевропейского искусства с традициями старинного русского культового искусства.
Назад