Два рукотворных острова в дельте Невы.
Появились они из-за нужд судостроителей, которые в 1719 между Невой и рекой Мойкой прорыли два канала: Крюков и Адмиралтейский. Автором названия островов считается Петр I. Изначально «Голландией» в Петербурге называли место около Адмиралтейства, в котором были устроены склады корабельного леса. После прорытия двух каналов склады были перенесены на образовавшийся остров, а сам остров стал называться «Новая Голландия». Одновременно с этим Новая Голландия стала первым военным портом России, датой основания которого считается 21 сентября 1721 года.
В 1732 Адмиралтейство дало задание архитектору Ивану Коробову соорудить сеть бассейнов и ряд складов по краю острова для нужд судостроителей Галерной верфи. Главная часть территории острова была застроена сараями, в которых находились корабельные леса, инструменты и различные приспособления для строительства и ремонта судов. Со временем места стало недостаточно и было принято решение провести реконструкцию острова с заменой всех зданий на каменные.
Архитектурный комплекс острова «Новая Голландия» был возведён в 1765—1780 по проекту и в формах раннего классицизма.
В дни Первой мировой в Новой Голландии оборудовали самую мощную на тот момент в России радиостанцию морского штаба, известную в том числе и тем, что с ее помощью в ноябре 1917 большевики вели информационную войну с генералом П. И. Красновым. В советское время Новая Голландия оставалась закрытой зоной, на ее территории располагались склады Ленинградской военно-морской базы.
На начало XXI века комплекс включал несколько десятков объектов, 11 из них — памятники федерального значения.
В начале 2000х администрация Санкт-Петербурга объявила тендер на реконструкцию острова. В 2010 году на конкурсе победила компания Романа Абрамовича. Согласно договору выигранного тендера за 7 лет компания должна вложить в восстановление Новой Голландии 12 миллиардов рублей.
16 июля 2011 года, в первый раз за за 300 лет, Новая Голландия открылась для посетителей.
Назад